PR шагает впереди

В деле привлечения иностранных инвестиций Беларусь следует ошибочной PR-стратегии

Валентин ЛОПАН
«Агентство Деловых Связей»

В том, что предложенная и реализуемая господином Тимоти Беллом PR-стратегия для привлечения инвестиций в Беларусь, ошибочна, убедили меня сегодня все выступавшие на финансово-инвестиционном форуме в Минске. А это были представители очень известных и уважаемых в мире компаний  и банков.
Нет, конечно, в их очень содержательных выступлениях и презентациях (в большинстве своем) не было и намека на лорда Белла. Да и зачем? Он и так не сходит с полос мировых СМИ и даже телеэкранов (компании НТВ, например) в связи с контрактом, полученным в Беларуси. Все выступали на форуме очень профессионально, заинтересованно. Что называется, по делу.
Каждое выступление добавляло новый штрих, новую линию, новый цвет в общую картину процесса под названием «Получение иностранных инвестиций». Но при этом никак не удавалось избавиться от гнетущего ощущения контраста между тем, как это надо делать и тем, как это делается белорусами на практике.
Невооруженным глазом любой специалист заметит, в чем проявилась на сегодняшний день «новая» PR-стратегия для Беларуси.
Начало классическое – media relations. Интервью президента страны западным газетам. Оно сразу же в телевизионной версии было предложено гражданам и нашей страны. И без сомнения имело эффект. А каков эффект эти интервью имели на Западе?
Вторым заметным PR-ходом стало употребление Президентом в беседах с журналистами сказанной Кандолизой Райс фразы о «последнем диктаторе Европы». Озвучивание отрицательного стереотипа, «соглашательство» в прямом смысле слова – один из приемов контррекламы (как задачи PR), имеющий название «рационализирование» (Викентьев И.Л., Сычев С.В., курс «Рекламное Измерение – 148»). Что-то подобное сделал и певец Филипп Киркоров, после скандала с «розовой кофточкой», когда на пресс-конференции был задан вопрос о его любви к римейкам. «Да, я люблю римейки!» сказал Филипп зрителям «Славянского базара» — первом его выходе к публике после изрядно подпортившего ему репутацию скандала. На его маечке было написано большими буквами то же самое.
И наконец, иностранные инвестиции. Тема, в общем-то, не новая. Правительство методично, из года в год формирует планы и спрашивает за их исполнение с министров, директоров и других чиновников. Новизна состоит в том, что именно после появления западного «пиарщика» начали организовываться и проводиться инвестиционные форумы. Целая серия  форумов. Сегодняшний в Минске – уже второй за две недели. Следующий, и самый главный – в Лондоне 18 ноября 2008 года.
С точки зрения «абстрактного PR» – правильно выбранная форма акции.
Но что же заставляет усомниться в верности такой стратегии?
Без краткого экскурса в теорию не обойтись.
Решение любой задачи бизнеса (и не только), в том числе в части коммуникаций с целевыми аудиториями, всегда достигается путем изменения одного из ресурсов (того, что есть в рассматриваемой системе). Причем из всех возможных альтернатив следует выбрать тот ресурс, изменение которого при минимальных затратах приведет к желаемому результату. Это может быть и сам PR-объект, и средство массовой коммуникации, и канал восприятия его клиентом, и другие ресурсы, включая стереотипы клиентов из целевой аудитории. Вот за эту часть «области решений» и отвечает «классический» PR.
Отличает PR от ПРОПАГАНДЫ (в негативном смысле этого слова) то, что PR следует в фарватере изменений самого PR-объекта, помогает донести правдивую, объективную информацию об объекте PR до целевых аудиторий, используя знания о системе их стереотипов.
Когда речь идет об инвестициях, PR-объектами являются последовательно страна нахождения (размещения) компании и сама компания.
О том, какие изменения должны произойти в компании ДО того, как она начнет обращаться за инвестициями, подробно говорилось сегодня на форуме в Минске. И именно это резко контрастировало с реальным состоянием дел в компаниях, собравшихся «за инвестициями» на форум в Лондон.
Белорусские СМИ со ссылкой на чиновника Министерства экономики сообщили об инвестиционных проектах, что «…среди наиболее крупных — создание новых и модернизация действующих производств в ПО «МТЗ» (объем инвестиций — 0,8 млрд. долларов), строительство завода по производству автобусов на базе РУП «МАЗ» (125 млн. долларов) и создание на этом предприятии производства автомобилей стандарта Евро-3 и Евро-4 (1,5 млрд. долларов), создание нового листопрокатного производства на БМЗ (1,6 млрд. долларов), строительство комбината по производству белёной целлюлозы (1 млрд. долларов) и др.»
Среди «других» — проекты «Интеграла» на сумму около 600 млн. долларов.
Это притом, что все перечисленные в цитате предприятия даже не акционированы. А привлечение инвестиций в названных объемах возможно только путем первичного публичного размещения акций (IPO), как утверждают участники финансово-инвестиционного форума в Минске.
Хороший PR (и реклама) помогают хорошему товару (услуге) выйти на рынок и закрепиться на нем. «Плохому» товару они помогают быстрее уйти с рынка. Это давно известная аксиома.
Я с трудом себе представляю, как будут отвечать на вопросы участников форума в Лондоне докладчики от Беларуси. На простые вопросы профессионалов, и что об этом напишут западные СМИ. Хотя об этом должен, кажется, позаботиться господин Белл. Но вряд ли он станет так рисковать уже собственной репутацией.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “PR шагает впереди”

Оставить комментарий