Как попасть на мастер-класс по PR (маркетингу, рекламе)

Валентин ЛОПАН
директор PR и консалтинговой компании «Агентство Деловых Связей»

Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину
Леонардо да Винчи

— А какие трудности? Мастер-классов проводится огромное количество. Заплатил деньги – и пожалуйста…
— Проводятся даже бесплатные мастер-классы. Важно вовремя зарегистрироваться…

Это очень распространенные суждения. Впрочем, так же распространенные, как и многочисленные анонсы и реклама «мастер-классов».
Чтобы не покупать «кота в мешке» и не потратить драгоценное время впустую полезно еще ДО мероприятия разобраться, так ли оно хорошо, как обещает реклама?
Поиски в интернете привели меня, в конце концов, к достаточно лаконичному и емкому определению мастер-класса. Нашлось оно на портале по тренингам и консалтингу www.treko.ru, и звучит так:
«Показательное выступление и/или обучение учеников Мастером.
Изначально Мастер-классы проводились в области вокального и хореографического искусства.
В отличие от открытого урока в школе или открытой лекции в ВУЗе, которые обычно являются формой обмена опытом между преподавателями либо способом оценки их работы, Мастер-класс провозится признанным Специалистом, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п.» http://treko.ru/show_dict_639
Там же приводится и список источников, которые подробно раскрывают содержание понятия «мастер», в том числе относительно консалтинга и обучения.
Как видим, на первый план выходит фигура Мастера.

Во-первых, чтобы разобраться, действительно ли предстоит встреча с Мастером, надо поискать его опубликованные работы по теме объявленного мастер-класса. Сегодня (в эпоху интернета) сама публикация не представляет собой большого труда. Хорошо, если есть книги Мастера.

Во-вторых, и это несколько сложнее, познакомиться с содержанием опубликованных работ. Необходимо это по нескольким причинам. Главным образом для того, чтобы распознать «мастера попсы». Такой «попсовик» заметен по множеству высказываний (в том числе в СМИ) на модные в около-профессиональных кругах темы. Но эти высказывания в большинстве своем вторичны, то есть являются пересказом где-то прочитанных, услышанных, чужих идей и мыслей.
Сами опубликованные в интернете работы могут содержать явные признаки заимствований. Наиболее распространенные из них: а) отсутствие в статье примеров из практики автора либо постоянные ссылки и упоминание примеров из работы зарубежных (особенно крупных транснациональных) компаний; б) отсутствие ссылок на конкретные результаты исследований и замена их на упоминание «ведущих ученых и специалистов», «авторитетных экспертов», «российских (американских, немецких, европейских…) исследователей»; в) отсутствие в опубликованном материале списка литературы, списка своих ранее опубликованных работ по схожей тематике.
Обычно достаточно набрать в окне поисковой машины (например, Яндекс или Google) часть текста наиболее впечатлившего вас примера, и потратив 15-20 мин установить вероятный первоисточник. Так быстро распознаются искусные «компиляторы эпохи интернета».

Осенью прошлого 2008 года на ежегодной конференции «Деловой интернет», организуемой порталом TUT.BY, мне довелось побывать на мероприятии со звучным названием «Мастер-класс – круглый стол», который проводили украинские коллеги. Тема касалась модного ныне «вирусного маркетинга» и создания скрытых групп влияния на форумах и в блогах.
Уже сам заявленный формат мероприятия, как видите, внушал определенные опасения. Мероприятие проводила группа очень активных молодых ребят, сразу пригласившая присутствующих задавать вопросы, «не стесняться». Первый же мой вопрос привел их в легкое замешательство. А звучал он так: «Кто дает мастер-класс?». Ответ был: «Мы». Когда на экране появились слайды с дословным изложением уже читанной мною статьи, я задал прямой вопрос, является этот текст цитатой или оригинальными результатами мастера «Мы». Молодость все-таки победила приличия, и они назвали откровенно заимствованный материал своим. Дело было на публике, что же оставалось делать…
Следует только признать, что ребята действительно рассказывали о реальном проекте из своей практики. Их ошибка заключалась только в том, что они почему-то сразу (со студенческой скамьи) захотели называться Мастерами.

В-третьих, Мастер, как правило, имеет значительный багаж реализованных проектов и решенных задач. Упоминание об этих проектах неизбежно появляется в примерах, содержащихся в опубликованных работах. Обычно опытные консультанты не стесняются публиковать перечни своих клиентов или реализованных проектов. Взгляд на практический опыт Мастера помогает понять, черпает он материал для своих работ из реальной жизни, или он просто мыслитель, что тоже не возбраняется. Очень многие великие открытия сделаны как раз мыслителями. Например, «мысленный эксперимент» стал уникальным методом Альберта Эйнштейна. «Единственное, что необходимо для мысленного эксперимента, это ручка и лист бумаги», — говорил он. («100 человек, которые изменили ход истории», Выпуск №3, 2008, ООО «Де Агостини», Россия)
Попасть на публичное мероприятие с подобным мыслителем – большая удача. Но это будет, скорее всего, лекция или «встреча с интересным человеком».

Признаком мастер-класса является все-таки публичное обучение или решение задачи Мастером. Это четвертый признак Мастера.

В-пятых, Мастер проводит обучение на регулярной основе. Так формируется сообщество учеников и последователей, возможно даже целая научная школа.
Мастер-класс, по моему убеждению, является активной формой обучения. То есть в ходе мастер-класса слушатели должны не просто слушать и записывать, но и вместе с Мастером решать задачу, лучше всего из реальной практики кого-то из слушателей.
Совершенно очевидно, что Мастер, результативно работающий «в теме» продолжительное время, легко выдержит проверку по перечисленным критериям, список которых далеко не полон. За короткий промежуток времени набрать такой «багаж» даже очень талантливому человеку вряд ли удастся. По этой причине часто можно в качестве критерия рассматривать и стаж специалиста в своей области. Поэтому

В-шестых, Мастер работает в заявленной области продолжительное время. Вот какую цитату удалось найти на том же портале treko.ru.
«Прежде всего, процесс становления эксперта является достаточно длительным. Установлено, что требуется не менее 10 лет, чтобы при благоприятных условиях стать экспертом в какой-либо области профессиональной деятельности.
Этот факт является универсальным: он справедлив для таких разных областей, как музыка и шахматы. Композиторы с мировой славой создавали первые произведения высокого уровня не ранее чем через 10 лет постоянного совершенствования. Лучшие гроссмейстеры, чемпионы мира, такие как Г.Каспаров, достигали высот профессионального мастерства не ранее чем через 10 лет постоянного занятия шахматами» (Ларичев О.И., Теория и методы принятия решений, М., «Логос», 2000 г., с 153.)

Может оказаться, что после прочтения этой статьи мастер-классов станет сразу меньше. Но это иллюзия. Их станет больше. Потому что посещать вы будете именно мастер-классы.

Статьи по теме:

  1. Викентьев И.Л., О Мастерстве бизнес-тренера, консультанта
  2. Понимание качественного (!) и ответственного консалтинга академиком Б.В. Раушенбахом
  3. Чтобы стать Экспертом, нужно 10 лет…
  4, Создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер о новых теориях

Рекомендую посетить Мастер-класс и конференцию

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий